четверг, 2 февраля 2012 г.

Офорт. О технике

Офорт (eauforte, буквально крепкая водка - т.е. азотная кислота; англ.etching) - вид гравюры на металле, где углублённые элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Полированную и нагретую доску из цинка или меди покрывают грунтом - растопленным лаком, состоящим из воска, смолы, асфальта и мастики. Затвердевший при остывании лак процарапывают стальной гравировальной иглой до металла, медь в этих местах обнажается. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту (т.н. "крепкую водку", по-французски "о-форт"), медную - в раствор хлорного железа. Лак не поддается действию кислоты, а открытые части металла углубляются, их заливают краской, покрывают доску бумагой и получают оттиск на металлографическом станке. Варьируя продолжительность травления разных участков доски, получают штрихи различной силы и сочности. Офорт ближе всего к рисунку пером.

Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило это, в среднем, от 5 до 20 оттисков.

Наряду с игловым (штриховым) офортом в понятие офорт часто включают и другие виды гравюры с травлением - акватинту, лавис, мягкий лак, часто офорт сочетают с сухой иглой и резцовой гравюрой.

Офорт дает большие возможности художнику, склонному к живописному видению мира, благодаря богатой тональной шкале, свободе, тонкости и изяществу штриха. Соединение травленой линии и акватинты создает эффекты мягкости светотени, применение сухой иглы сообщает штрихам особую бархатистость, многократное травление создает богатую фактуру. Первые офорты выполнили в начале 16 в. Д.Хопфер (1470-1536) и А.Дюрер, использовав для этого железные доски. Расцвет офорта относится к 17 в., в 18 в. распространение получил цветной офорт. В 17-18 вв. офортисты работали с медными, а с 19 в. - с цинковыми пластинами. В этой технике творили: Ж. Калло, Рембрандт, А. ван Дейк, Дж. Б.Пиранези, Дж.Б. Тьеполо, О. Фрагонар, Ф. Гойя, Ф. Милле, К. Коро, К. Писсарро, А. Менцель, К. Кольвиц, А. Цорн, П. Пикассо, А. Матисс, М.З. Шагал, Симон Ушаков, И.И. Шишкин, В.А. Серов.

С сайта - http://www.newclassics.ru/expo/technique/etching/

Комментариев нет:

Отправить комментарий